Мы используем cookie, чтобы улучшить сайт. Подробнее
( Образовательная программа )
дополнительного общеразвивающего образования
«Основы риторики»
Категория слушателей: любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Трудоемкость программы: 16 академических часа.
Форма обучения: очная, очно-заочная, возможна с использованием сетевой формы.

Цель программы – овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация в социуме посредством развития речевых умений и навыков, а также природных задатков.
Задачи программы: становление грамматического строя речи, развитие элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умений слушать и слышать, становление и развитие монологической и диалогической связной речи.

Планируемые результаты реализации Программы: получение представления о значении правильной артикуляции, чёткой дикции, верного выбора темпа, громкости и интонационной окраски голоса для эффективного общения.
Способы определения достижения целей Программы: сдача теории и презентация полученных знаний и навыков в формате выступления на каждом занятии перед группой обучающихся.
Способы определения достижения результатов Программы: презентация полученных знаний и навыков в рамках 10-минутного финального выступления на творческом вечере перед живой аудиторией.

Аннотация: В последние десятилетия риторика как филологическая дисциплина приобретает все возрастающее теоретическое и практическое значение. Современная риторическая теория изучает отношение мысли к речи, речевые отношения в обществе, проблемы публичной аргументации и риторической критики. Практическое значение риторики определяется ростом объемов и общественной значимости публичной аргументации во всех сферах современной государственной, общественной и деловой жизни.

Риторика - вводный курс специализации, в котором излагаются основные понятия и категории риторики, дается представление об истории риторики, предмете и приложениях современной риторики, в т.ч.:
а) риторика даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни;
б) риторика развивает умения ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении;
в) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса: понимание значимости владения искусством слова для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении; стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать; владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных коммуникативных (риторических) навыков в повседневной жизни; организация эффективного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях; понимание риторики как науки, обеспечивающей успешность человека в разных сферах жизнедеятельности; освоение базовых понятий риторики;
г) содержание учебного предмета, курса подразумевает разбор таких тем, как развитие голоса и речи, импровизация, борьба со страхом публичных выступлений, аргументация, структура речи, основы ораторского искусства.

Общие рамки организации образовательного процесса: - 4 недели.
Общий объем нагрузки - 16 часов.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся - 16 часов.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и предметы:
«Риторика» - 8 часов;
«Деловая коммуникация» - 4 часа;
«Искусство публичных выступлений и импровизации» - 4 часа.

Условия реализации программы:
Лекционный класс, оснащенный компьютером, мультимедийной аппаратурой, и экраном с числом посадочных мест, достаточным для реализации программы

Кадровое обеспечение программы:
Состав команды преподавателей и обеспечивающего персонала:
- преподаватели, занятые в учебном процессе, отвечают квалификационным требованиям и обладают необходимыми знаниями и компетенциями, подкрепленными опытом работы;
- системный администратор - занятость при техническом обеспечении проведения учебных занятий.

Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса: дополнительная литература - Крис Андерсон «TED Talks. Слова меняют мир», учебник ГИТИС «Сценическая речь», Карстен Бредемайер «Черная риторика. Власть и магия слова», Артур Шопенгауэр «Искусство побеждать в спорах», Карстен Бредемайер «Искусство словесной атаки», Цицерон «Об ораторском искусстве», Ирина Баржак «Волшебная кнопка против волнения».

Программу составил:


Директор школы гибких навыков «Говори! Говорю»
В. И. Липатов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«Риторика и ораторское искусство»
2.4. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
(не предусмотрены учебным планом)

2.5. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ
Итоговая аттестация осуществляется в виде финального выступления на свободную тему на 2–3 минуты перед группой с применением всех полученных знаний и навыков.
Формы и методы контроля и оценки результатов освоения программы.

Категория слушателей: специалисты любой сферы деятельности, в том числе учреждений культуры, средств массовой информации, медиации, политологии и др.
Уровень квалификации: среднее и (или) высшее профессиональное образование.
Трудоемкость программы: 72 академических часа.
Форма обучения: очная, очно-заочная, возможна с использованием сетевой формы.

Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2013г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013г. № 29444).

Цель ДПП ПК – совершенствование имеющихся компетенций, формирование навыков эффективной коммуникации и уверенного публичного выступления, а также критического мышления и способности к аргументации, что позволяет успешно взаимодействовать в различных сферах жизни и деятельности.
Задачи программы:
- совершенствовать качество коммуникации и публичного выступления;
- осуществлять личностно-ориентированный подход при проведении коммуникации;
- осуществлять поиск новых художественных форм, методов и технологий при проведении коммуникации, а также публичного выступления.

Лицам, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу повышения квалификации и прошедшим итоговую аттестацию, выдается удостоверение о повышении квалификации.
Итоговая аттестация по программе проводится в форме контрольной работы «Финальное выступление».

Актуальность программы: В современном мире умение эффективно общаться и доносить свои мысли до аудитории является важным навыком как в профессиональной, так и в личной жизни. Программа курса по риторике и ораторскому искусству представляет собой актуальный и необходимый инструмент для развития риторических навыков, которые оказывают значительное влияние на успех в различных сферах деятельности.

В результате освоения программы слушатель должен обладать следующими компетенциями:
• Умение эффективно взаимодействовать с различными аудиториями в профессиональной, официальной и неформальной обстановке.
• Умение анализировать информацию и аргументы, формулировать собственное мнение и обоснования.
• Умение работать в команде, эффективно взаимодействовать, вести обсуждения и разрешать конфликты.
• Способность воспринимать и критически осмыслять информацию, в том числе в контексте манипулятивных техник и аргументации.

В результате освоения программы обучающийся должен знать:
• Знание структуры риторического выступления и различных форм речи.
• Знания о функционировании голосового и дыхательного аппаратов, а также техники, способствующие улучшению дикции и артикуляции.
• Знание основ невербального общения: мимики, жестикуляции, интонации и их влияние на восприятие речи.
• Знание принципов убедительной аргументации и эффективных методов общения.


В результате освоения программы обучающийся должен уметь:
• Умение подготавливать и проводить убедительные речи, а также взаимодействовать с аудиторией во время выступления.
• Способность аргументированно отстаивать свою позицию и конструктивно критиковать чужие мнения в процессе дебатов.
• Умение вести деловые переговоры, разрешать конфликты и находить компромиссы.
• Умение импровизировать и адаптироваться к неожиданным ситуациям во время выступления.

В результате освоения программы обучающийся должен владеть:
• Навыками публичных выступлений и работы с голосом для уверенных выступлений перед аудиторией.
• Навыками невербальной коммуникации и креативными способностями, позволяющими адаптироваться к изменениям и неожиданным ситуациям во время выступления.
• Навыками убеждения, аргументации и манипуляции для умения ясно и логично формулировать свои мысли.
• Навыками работы в деловом контексте, включая переговоры и разрешение конфликтов.

1. ВИДЫ ЗАНЯТИЙ, КОЛИЧЕСТВО УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. НАИМЕНОВАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ТЕМ, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1 «Введение в риторику»
• Вводное занятие
• Роль риторики в работе и жизни

Раздел 2 «Работа с речью и голосом»
• Устройство голосового и дыхательного аппаратов
• Дикция и артикуляция

Раздел 3 «Невербальные коммуникации»
• Мимика и жестикуляция
• Использование пауз и интонаций
• Элементы уверенной позы и жестов

Раздел 4 «Структура выступления»
• Структура риторического выступления
• Типы речей
• Типы вопросов и ответы на них

Раздел 5 «Дебаты»
• Принципы ведения дебатов

Раздел 6 «Деловые коммуникации»
• Коммуникация в официальных отношениях
• Конфликтология

Раздел 7 «Техники убеждения и манипуляций»
• Ключевые техники аргументации
• Принципы убеждения и доказательства
• Манипуляции в общении и выступлении

Раздел 8 «Борьба со страхом выступлений»
• Методы преодоления страха
• Техники расслабления и концентрации
• Развитие уверенности

Раздел 9 «Креативные мышление»
• Импровизация
• Работа с камерой
• Вовлечение аудитории через экран

Раздел 10 «Финальные выступления и обратная связь»
• Работа над индивидуальными выступлениями

2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ДИСЦИПЛИНАМ И ТЕМАМ

2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

2.6. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Представлен расписанием учебных занятий по программе.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-технические условия реализации программы
Лекционный класс, оснащенный компьютером, мультимедийной аппаратурой, и экраном с числом посадочных мест, достаточным для реализации программы.

3.2. Кадровое обеспечение программы
Состав команды преподавателей и обеспечивающего персонала:
- преподаватели, занятые в учебном процессе, отвечают квалификационным требованиям и обладают необходимыми знаниями и компетенциями, подкрепленными опытом работы;
- системный администратор - занятость при техническом обеспечении проведения учебных занятий.

3.3. Учебно-методическое обеспечение
Основная учебная литература
1. ГИТИС. Сценическая речь. Учебник. — М.: ГИТИС, 2015.
2. Цицерон. Об ораторском искусстве. — М.: Полигон, 2003.
3. Макки, Розарио. Риторика и аргументация. — М.: МПСИ, 2009.
4. Терехов, Сергей. Введение в риторику. — СПб.: Питер, 2017.

Дополнительная литература
1. Бредемайер, Карстен. Черная риторика. Власть и магия слова. — М.: Альпина Паблишер, 2018.
2. Андерсон, Крис. TED Talks. Слова меняют мир. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
3. Шопенгауэр, Артур. Искусство побеждать в спорах. — М.: Эксмо, 2015.
4. Бредемайер, Карстен. Искусство словесной атаки. — М.: Альпина Паблишер, 2020.
5. Баржак, Ирина. Волшебная кнопка против волнения. — М.: ВИЛА, 2020.

Программу составил:
Директор школы гибких навыков «Говори! Говорю»
В.И. Липатов