Категория слушателей: любые лица без предъявления требований к уровню образования.
Трудоемкость программы: 16 академических часа.
Форма обучения: очная, очно-заочная, возможна с использованием сетевой формы.
Цель программы – овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация в социуме посредством развития речевых умений и навыков, а также природных задатков.
Задачи программы: становление грамматического строя речи, развитие элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умений слушать и слышать, становление и развитие монологической и диалогической связной речи.
Планируемые результаты реализации Программы: получение представления о значении правильной артикуляции, чёткой дикции, верного выбора темпа, громкости и интонационной окраски голоса для эффективного общения.
Способы определения достижения целей Программы: сдача теории и презентация полученных знаний и навыков в формате выступления на каждом занятии перед группой обучающихся.
Способы определения достижения результатов Программы: презентация полученных знаний и навыков в рамках 10-минутного финального выступления на творческом вечере перед живой аудиторией.
Аннотация: В последние десятилетия риторика как филологическая дисциплина приобретает все возрастающее теоретическое и практическое значение. Современная риторическая теория изучает отношение мысли к речи, речевые отношения в обществе, проблемы публичной аргументации и риторической критики. Практическое значение риторики определяется ростом объемов и общественной значимости публичной аргументации во всех сферах современной государственной, общественной и деловой жизни.
Риторика - вводный курс специализации, в котором излагаются основные понятия и категории риторики, дается представление об истории риторики, предмете и приложениях современной риторики, в т.ч.:
а) риторика даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни;
б) риторика развивает умения ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении;
в) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса: понимание значимости владения искусством слова для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении; стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать; владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных коммуникативных (риторических) навыков в повседневной жизни; организация эффективного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях; понимание риторики как науки, обеспечивающей успешность человека в разных сферах жизнедеятельности; освоение базовых понятий риторики;
г) содержание учебного предмета, курса подразумевает разбор таких тем, как развитие голоса и речи, импровизация, борьба со страхом публичных выступлений, аргументация, структура речи, основы ораторского искусства.
Общие рамки организации образовательного процесса: - 4 недели.
Общий объем нагрузки - 16 часов.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся - 16 часов.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и предметы:
«Риторика» - 8 часов;
«Деловая коммуникация» - 4 часа;
«Искусство публичных выступлений и импровизации» - 4 часа.
Условия реализации программы:
Лекционный класс, оснащенный компьютером, мультимедийной аппаратурой, и экраном с числом посадочных мест, достаточным для реализации программы
Кадровое обеспечение программы:
Состав команды преподавателей и обеспечивающего персонала:
- преподаватели, занятые в учебном процессе, отвечают квалификационным требованиям и обладают необходимыми знаниями и компетенциями, подкрепленными опытом работы;
- системный администратор - занятость при техническом обеспечении проведения учебных занятий.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса: дополнительная литература - Крис Андерсон «TED Talks. Слова меняют мир», учебник ГИТИС «Сценическая речь», Карстен Бредемайер «Черная риторика. Власть и магия слова», Артур Шопенгауэр «Искусство побеждать в спорах», Карстен Бредемайер «Искусство словесной атаки», Цицерон «Об ораторском искусстве», Ирина Баржак «Волшебная кнопка против волнения».
Программу составил:
Директор школы гибких навыков «Говори! Говорю»
В. И. Липатов