образовательная программа
Образовательная программа дополнительного общеразвивающего образования
«Основы риторики» ООО «СОФТ» на 2024 - 2025 годы

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Образовательная программа дополнительного общеразвивающего образования "Основы риторики» ООО «СОФТ» (далее - Программа и Организация) на 2024 - 2025 годы определяет цели, задачи, планируемые результаты, объем, содержание и порядок организации образовательного процесса на ступени дополнительного образования, организационно-педагогические условия и в случаях, предусмотренных федеральным законом, формы аттестации и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа включает учебный план, рабочую программу курса, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе традиционными российскими духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
1.2. Программа реализуется Организацией посредством очной, очно-заочной или заочной формы обучения, в том числе вне Организации с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
1.3. По мере необходимости Организация вправе принять решение о внесении изменений во все разделы Программы или только в один или несколько разделов Программы.
1.4. Программа должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения Программы в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к дополнительным образовательным программам.
1.5. Реализация Программы осуществляется самой Организацией.

2. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общее назначение Программы: развитие теоретической и практической подготовки по ораторскому искусству с развитием грамотной, красивой, смелой речи, развитием навыков выступления перед аудиторией.
2.2. Цели Программы: овладение конструктивными способами взаимодействия с окружающими людьми, адаптация в социуме посредством развития речевых умений и навыков, а также природных задатков.
2.3. Задачи Программы: становление грамматического строя речи, развитие элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умений слушать и слышать, становление и развитие монологической и диалогической связной речи.
2.4. Планируемые результаты реализации Программы: получение представления о значении правильной артикуляции, чёткой дикции, верного выбора темпа, громкости и интонационной окраски голоса для эффективного общения.
2.5. Объемы Программы: 16 часов.
2.6. Способы определения достижения целей Программы: сдача теории и презентация полученных знаний и навыков в формате выступления на каждом занятии перед группой обучающихся.
2.7. Способы определения достижения результатов Программы: презентация полученных знаний и навыков в рамках 10-минутного финального выступления на творческом вечере перед живой аудиторией.
2.8. Пояснительная записка
2.8.1. Цель программы: развитие речи и коммуникативных умений.
Задачи программы:
• актуализация, расширение, обогащение и активизация словарного запаса;
• становление грамматического строя речи;
• развитие навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умений слушать и слышать;
• становление и развитие монологической и диалогической связной речи.
2.8.2. Основной подход – личностно-ориентированный, т.е. учитывающий специфические особенности развития личности.
Принцип деятельности. Участвуя в публичных выступлениях, обучающийся находится в постоянном процессе открытия новых знаний.
Принцип вариативности. Каждый педагог вправе творчески использовать предлагаемый материал.
Принцип креативности (организации творческой деятельности). Педагог провоцирует и поощряет творческую активность, создавая конкретные речевые ситуации, в которых участвует каждый обучающийся.
Принцип доступности изучаемого материала. Построение курса представляет собой спираль, по которой происходит восхождение обучающегося к знаниям от простого к сложному.
2.9. Планируемые результаты освоения обучающимися Программы:
2.9.1. Обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией образовательной программы, коррелирует с планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
2.9.2. Содержательная и критериальная основа для образовательной программы включает в себя модули, связанные с основами ораторского искусства, аргументацией, публичными выступлениями, работой с голосом и речью, эффективными коммуникациями и импровизацией с учетом регулярных выступлений и практик в рамках каждого занятия.
2.9.3. Адекватное отражение требований должно обеспечивать потребность реализации образовательной программы.
2.9.4. Передача специфики образовательного процесса идет с учетом специфических особенностей развития обучающихся и актуальности программы в рамках текущего времени;
2.9.5. Соответствие возрастным возможностям обучающихся требует, чтобы содержание, формы и методы организации их деятельности в рамках программы соответствовали возрастным этапам. Уровень познавательных возможностей и личностного развития определяет организацию учебной деятельности, предоставление самостоятельности и инициативы.
2.9.6. Уточнение и конкретизация общего понимания личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов возможны и реализуются через педагогические технологии, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
2.9.7. Учет достижения планируемых результатов освоения обучающимися Программы при оценке результатов деятельности системы образования Организации, педагогических работников реализуется через дачу обратной связи от обучающихся в процессе обучения, регулярного пересмотра и анализа образовательной деятельности.
2.9.8. Определение достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы по завершении обучения реализуется через представление полученных знаний и компетенций в рамках финального выступления на конкретную тему перед живой аудиторией и обратной связью от преподавательского состава.
2.10. Система оценки достижения планируемых результатов освоения Программы:
2.10.1. Определение основных направлений и целей оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования - основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутренней системы оценки качества образования образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального регионального и федерального уровней.
2.10.2. Процедуры независимой оценки качества образования и мониторинговых исследований различного уровня опираются на планируемые результаты, которые ученики могут получить в ходе обучения.
2.10.3. Способы отражения динамики достижения планируемых результатов: проведение сравнительного анализа результатов по комплексу оценочных процедур с использованием инструментов ИКТ для построения графиков, отражающих динамику достижения личностных результатов.
2.10.4. Ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся подразумевает, что в образовательной деятельности используется формирующее оценивание, обеспечивающее включение обучающего в контрольно-оценочную деятельность и способствующее формированию у них регулятивных универсальных учебных действий – контроль, коррекция, оценка, познавательная рефлексия.
2.10.5. Направленность образовательного процесса на реализацию требований к результатам освоения Программы является основой ведения деятельности организации.
2.10.6. Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка личностных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий) и предметных результатов освоения обучающимися Организации.
2.10.7. Результаты промежуточной аттестации, представляющие собой результаты внутренней системы оценки качества образования индивидуальных образовательных достижений (ИОД) обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков публичных выступлений.
2.10.8. Планирование использования разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга: теоретические материалы, скрипты уроков, практика дебатов, публичные выступления в рамках группы, выступления в рамках творческого вечера, самоанализ, чтение дополнительной учебной литературы, работа в микро-группе.
2.10.9. Использование результатов итоговой оценки выпускников, характеризующих уровень достижения планируемых результатов освоения Программы, как основы для оценки деятельности Организации и системы образования разного уровня. Оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. Инструментарий для них основывается на профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики.
2.10.10. Описание организации и содержания итоговой аттестации обучающихся представляет собой отчетное выступление перед живой аудиторией в рамках открытого творческого вечера с дальнейшей оценкой результатов обучающихся и выдачей сертификатов.
2.10.11. Описание организации и содержания промежуточной аттестации обучающихся представляет отчетную работу в группе с обратной связью от преподавательского состава с целью совершенствования навыков обучающихся в процессе обучения.
2.10.12. Описание организации и содержания итоговой оценки по предметам, не выносимым на итоговую аттестацию обучающихся, представляет собой выполнение домашних заданий, выданных преподавателем, с дальнейшей оценкой или проведением самоанализа.
2.10.13. Описание организации и содержания оценки проектной деятельности обучающихся представляет собой презентацию навыков обучающихся в группах и погружение в ситуации, позволяющие проявить себя.
2.11. Ценностно-смысловые установки обучающихся формируются средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Общее содержание дополнительного образования: образовательная программа «Основы риторики» направлена на формирование и развитие речи, тембра, интонации голоса, расширению интереса к развитию речи.
3.2. Подпрограмма развития универсальных учебных действий на 2 ступени дополнительного образования, включающая формирование компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности: работа над выразительностью реплик, собственных высказываний, обогащение и активизация словаря, совершенствование культуры речи, ее интонационного строя, формирование умений выступать перед публикой, самостоятельно импровизировать на заданные темы.
3.2.1. Реализация требований стандарта (и/или иных обязательных требований) к личностным и метапредметным результатам освоения Программы производится на основе оценки обручающегося преподавателей, методом самоанализа.
3.2.2. Системно-деятельностный подход - оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе, которая позволяет оценить способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач.
3.2.3. Повышение эффективности освоения обучающимися Программы, усвоения знаний и учебных действий достигается за счет дополнительных материалов, индивидуальной работы преподавателя с обучающимся и скриптов занятий.
3.2.4. Расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности возможно за счет продолжения обучения в рамках мероприятий, позволяющих выступать перед аудиторией.
3.2.5. Формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
3.2.6. Развитие у обучающихся способности к самосовершенствованию и саморазвитию возможно за счет возможности оценить себя и других обучающихся в рамках группы с дальнейшей обратной связью от преподавательского состава, а также за счет анализа ситуационных задач.
3.2.7. Формирование личностных ценностно-смысловых ориентиров и установок, личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий обеспечивается за счет комплексного подхода к оценке результатов освоения программы.
3.2.8. Формирование опыта переноса и применения универсальных учебных действий в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
3.2.9. Повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирования компетенций и компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности возможно за счет возможности оценить себя и других обучающихся в рамках группы с дальнейшей обратной связью от преподавательского состава, а также за счет анализа ситуационных задач.
3.2.10. Формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности: творческие конкурсы и друге мероприятия, подразумевающие публичные выступления.
3.2.11. Овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности реализуется в рамках группы в составе 8-10 человек.
3.2.12. Цели и задачи подпрограммы, описание ее места и роли в реализации требований Программы заключаются в развитии коммуникативных умений, умения эффективно общаться в разных ситуациях, решать коммуникативные задачи, которые ставит перед обучающимся сама жизнь.
3.2.13. В последние десятилетия риторика как филологическая дисциплина приобретает все возрастающее теоретическое и практическое значение. Современная риторическая теория изучает отношение мысли к речи, речевые отношения в обществе, проблемы публичной аргументации и риторической критики. Практическое значение риторики определяется ростом объемов и общественной значимости публичной аргументации во всех сферах современной государственной, общественной и деловой жизни.
3.3. Подпрограммы отдельных учебных предметов, курсов, в т.ч. интегрированных:
3.3.1. Пояснительная записка с конкретизацией общих целей с учетом специфики каждого учебного предмета.
3.3.2. Риторика - вводный курс специализации, в котором излагаются основные понятия и категории риторики, дается представление об истории риторики, предмете и приложениях современной риторики, в т.ч.:
а) риторика даёт возможность познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни;
б) риторика развивает умения ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении;
в) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса: понимание значимости владения искусством слова для успешности в профессиональной деятельности и межличностном общении; стремление к речевому самосовершенствованию; умение осмыслить собственный речевой поступок и адекватно себя оценивать; владение всеми видами речевой деятельности; применение приобретенных коммуникативных (риторических) навыков в повседневной жизни; организация эффективного взаимодействия с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения проекта, участия в дискуссиях; понимание риторики как науки, обеспечивающей успешность человека в разных сферах жизнедеятельности; освоение базовых понятий риторики;
г) содержание учебного предмета, курса подразумевает разбор таких тем, как развитие голоса и речи, импровизация, борьба со страхом публичных выступлений, аргументация, структура речи, основы ораторского искусства;
д) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса: звуковая установка, проектор, экран, ноутбук, микрофоны, дополнительная литература - Крис Андерсон «TED Talks. Слова меняют мир», учебник ГИТИС «Сценическая речь», Карстен Бредемайер «Черная риторика. Власть и магия слова», Артур Шопенгауэр «Искусство побеждать в спорах», Карстен Бредемайер «Искусство словесной атаки», Цицерон «Об ораторском искусстве», Ирина Баржак «Волшебная кнопка против волнения»;
е) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса составляют формирование полноценной основы для беспрепятственного общения и публичных выступлений, устранение скованности и страха сцены, приобретение навыков эффективной коммуникации, красивой и грамотной речи.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1. Общие рамки организации образовательного процесса: - 4 недели.
4.2. Учебный план: - 4 недели.
4.2.1. Общий объем нагрузки - 16 часов.
4.2.2. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся - 16 часов.
4.2.3. В учебный план входят следующие обязательные предметные области и предметы:
Риторика - 8 часов;
Деловая коммуникация - 4 часа;
Искусство публичных выступлений и импровизации - 4 часа.
4.3. Программа реализуется с использованием всей инфраструктуры Организации, в том числе: совокупности зданий и сооружений, учебных и вспомогательных помещений, мебели, учебной техники и лабораторного оборудования, средств вычислительной техники и информационно-коммуникационных технологий, необходимых для эффективного функционирования Организации и качественного освоения учащимися образовательных программ.

5. РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ И МАТЕРИАЛЫ
5.1. Крис Андерсон «TED Talks. Слова меняют мир», учебник ГИТИС «Сценическая речь», Карстен Бредемайер «Черная риторика. Власть и магия слова», Артур Шопенгауэр «Искусство побеждать в спорах», Карстен Бредемайер «Искусство словесной атаки», Цицерон «Об ораторском искусстве», Ирина Баржак «Волшебная кнопка против волнения».
5.2. Требования к учебно-методическим материалам:
5.2.1. Методические материалы должны описывать алгоритмы и методики динамического построения нелинейного учебного плана.
5.2.2. Методические материалы должны содержать перечень всех формируемых компетенций обучающегося.
5.2.3. Методические материалы должны содержать описание методики использования результатов проверочных испытаний обучающихся для построения или корректировки индивидуальной траектории обучения.
ООО "СОФТ"
ИНН 3812998170 КПП 381201001
Разработка сайта @satillates
Все права защищены